Закрыть

Поддержите Global Voices

Чтобы оставаться независимым, свободным и устойчивым, наше сообщество нуждается в помощи друзей и читателей, как вы.

Поддержать нас

Правозащитники: произошел «большой скачок назад» для журналистики в Китае

Изображение из пресс-релиза РБГ.

[Все ссылки в тексте — на английском языке, если не указано иное.]

«Репортёры без границ» (РБГ), известная международная организация по защите свободы прессы, 7 декабря опубликовала очередной доклад о Поднебесной — «Большой скачок назад журналистики в Китае».

В докладе указано, что в настоящее время в китайских застенках содержатся как минимум 127 репортёров, и страна названа «самой большой в мире тюрьмой для журналистов». РБГ подробно рассказывают о том, как Китай подавлял свободу выражения мнения и право на информацию в последние годы. В мировом Индексе свободы прессы РБГ в 2021 году Китай занимает 177-е место из 180, всего на два пункта выше Северной Кореи.

В предисловии к 82-страничному докладу генеральный секретарь РБГ Кристоф Делори называет китайскую модель цензуры и репрессий «ужасающей»:

…[it] is all the more terrifying given that the regime has immense financial and technological resources to achieve its goals… the “Great Firewall”, keeps China’s one billion internet users further away from the world while an army of censors scrutinises private messaging, looking for alleged subversive content. In the near future, the ubiquity of surveillance technologies based on facial recognition, artificial intelligence, and social credit threatens to make the confidentiality of journalists’ sources illusory.

…[это] тем более ужасающе, что у режима есть огромные финансовые и технологические ресурсы для достижения своих целей… «Великий файрвол» удерживает миллиард интернет-пользователей Китая подальше от мира, в то время как армия цензоров внимательно изучает личные сообщения в поисках якобы подрывного контента. В ближайшем будущем повсеместное распространение технологий слежения, основанных на распознавании лиц, искусственном интеллекте и социальном кредитовании, угрожает сделать иллюзорной конфиденциальность источников информации журналистов.

Репрессивные инструменты и тактики

В докладе исследуется список инструментов и тактик, используемых китайским режимом для подавления свободы информации:

    1. «Великий китайский файрвол» [рус]: система блокировки контента, предотвращающая попадание «чувствительной информации» во внутреннюю сеть.
    2. Любопытные глаза интернета: технология наблюдения для отслеживания групповых чатов и личных сообщений в национальных социальных сетях.
    3. Армия троллей: огромное количество платных или добровольных онлайн-цензоров, которые сообщают о чувствительном контенте, распространяют националистические нарративы и атакуют инакомыслящих.
    4. Наблюдение по месту жительства в избранной локации: эвфемизм, используемый китайским режимом в ситуации, когда диссидентов, включая независимых журналистов, насильно помещают в так называемые «чёрные тюрьмы», сеть неузаконенных центров содержания под стражей, созданных китайскими силами безопасности и их подразделениями по всему Китаю.
    5. Закон о национальной безопасности [рус]: закон, принятый в Гонконге 30 июня 2020 года, содержащий расплывчатые определения терминов «терроризм», «раскол», «подстрекательство к мятежу» и «сговор с иностранными силами», что позволило правительству произвольно организовывать расследования и арестовывать граждан. С момента вступления в силу закона старейший источник новостей в поддержку демократии в Гонконге Apple Daily был закрыт, а многочисленные журналисты арестованы.
    6. Приглашение «на чай»: ещё один эвфемизм, используемый режимом, означающий вызов на допрос и запугивание инакомыслящих и журналистов.
    7. Приложение Study Xi, Strengthen the nation («Изучай Си, укрепляй нацию»): с 2019 года китайские журналисты принуждаются загружать приложение, которое, как сообщается, позволяет внешним сторонам транслировать команды и собирать личную информацию без ведома пользователя. Приложение изначально предназначено для помощи членам Коммунистической партии Китая и государственным служащим изучать политику, теории и идеи президента страны Си Цзиньпина.
    8. Ежедневные партийные инструкции: в рамках идеологического контроля отдел пропаганды Коммунистической партии Китая передаёт ежедневные инструкции по цензуре, правила подачи новостей и пропаганду всем государственным и связанным с партией СМИ.
    9. Принуждение к признанию на телевидении: политических диссидентов и журналистов иногда заставляют «признаваться» в предполагаемых преступлениях на государственном телевидении. По данным Safeguard Defenders, правозащитной НПО, базирующейся в Евросоюзе, с 2013 года на голубом экране было продемонстрировано 93 принудительных признания, в том числе 30 — журналистов и работников СМИ.

«Крупнейшая в мире тюрьма для журналистов»

В докладе говорится, что подобная тактика привела к «размножению ограничительных барьеров», поскольку все темы, включая вопросы, связанные со здоровьем (в том числе, о вспышке COVID-19), считаются угрозой национальной безопасности.

РБГ считают контроль китайских пропагандистов над редакциями и сектором независимых СМИ, включая гражданских журналистов и блогеров, «войной» с журналистскими расследованиями. Для преследования независимых представителей медиа и писателей часто используют три статьи: «шпионаж», «подрывную деятельность» или «разжигание ссор и провоцирование неприятностей».

Минимум 127 сотрудников СМИ в настоящее время задержаны в Китае. Подчеркивается, что среди арестованных журналистов — 71 уйгур, и минимум десяти заключённым грозит смерть из-за длительных тюремных сроков.

Иностранные корреспонденты также становятся жертвами репрессий. Согласно докладу, по меньшей мере 18 иностранных репортёров лишились виз и были вынуждены покинуть Китай. Ассистентка отдела новостей Bloomberg Хейз Фан была арестована в декабре 2020 года якобы по обвинению в «угрозе национальной безопасности» и в настоящее время остаётся под стражей.

«Гонконг: свобода прессы в свободном падении»

Раздел доклада «Hong Kong: Press Freedom in Free Fall» («Гонконг: свобода прессы в свободном падении») посвящён тому, как Закон о национальной безопасности (NSL) повлиял на свободу медиа. Согласно опубликованным данным, минимум 12 журналистов и работников СМИ, в том числе основатель Apple Daily Джимми Лай и шесть редакторов газет, а также бывшие журналисты Гвинет Хо и Клаудиа Мо (также бывший депутат) «стали жертвами» Закона о национальной безопасности.

Кроме закрытия Apple Daily в июне 2021 года, РБГ отмечают, что другие СМИ, в том числе городская общественная телекомпания Radio Television Hong Kong (RTHK), находятся под политическим и цензурным давлением, исходящим либо напрямую от руководства, либо косвенно от публичной критики со стороны правительственных чиновников, включая главу исполнительной власти Кэрри Лам.

В докладе также упоминается, что с 2018 года Гонконг отклонил ряд заявлений на получение визы иностранным журналистам. Три самых известных случая — Крис Бакли из New York Times, Аарон Николас из Hong Kong Free Press и Сью-Лин Вонг из журнала Economist.

Тревожная тенденция репрессий с помощью технологий

РБГ также подчёркивают тревожную тенденцию, когда продвинутые технологии используются для репрессий:

Beijing is taking advantage of the latest technological breakthroughs to tighten its control over information and to monitor the flow of opinion, sketching out a dystopian project for a society in which no conversation is beyond the reach of the prying eyes of the Party…

Пекин пользуется преимуществами последних технологических достижений, чтобы ужесточать контроль над информацией и следить за потоком мнений, делая набросок антиутопического проекта общества, в котором ни один разговор не проходит без пристального взгляда любопытствующей Партии…

Репрессивные технологии, упомянутые в докладе, включают ИИ-систему цензуры текста, которая может обучаться и адаптироваться к изменениям языка пользователей, программу массового наблюдения Sharp Eyes, использующую технологию распознавания лиц в более чем 200 миллионах камер, установленных по всей стране, шпионское ПО, как, например, приложение для мобильных телефонов «Изучай Си, укрепляй нацию». Также упомянута сомнительная система социального кредита, которая оценивает надёжность граждан и их права на доступ к государственным и частным услугам в соответствии с их поведением в интернете, а также разработка «умной полиции», программы ИИ для прогнозирования преступлений.

РБГ объясняют, что такие тенденции пугают, поскольку многие отечественные технологические компании тесно сотрудничают с китайскими властями в деле создания и улучшения репрессивных систем.

По другую сторону китайской границы

Ещё одна тревожная тенденция — экспорт китайской модели СМИ и политической пропаганды. В докладе указывается, что Belt and Road News Network (BRNN) и Belt and Road News Alliance (BRNA) — две основные инициативы экспорта китайской модели медиа в развивающиеся страны; также внимание обращено на государственные СМИ Китая, включая «Китайскую глобальную телевизионную сеть» [рус] (CGTN), «Международное радио Китая» [рус] и English China Daily, которые распространяют политическую модель и усиливают влияние Китая за рубежом.

В докладе утверждается, что в дополнение к финансируемым государством инициативам Китая используется метод приобретения принадлежащих иностранцам СМИ и сетей, контроль над китайской диаспорой через WeChat и скоординированные информационные кампании, запускаемые троллями-националистами, которых обычно называют «розовыми». Также существуют и другие пути распространения китайской пропаганды за рубежом. Одним из примеров, упомянутых в докладе, является пропагандистская кампания, в которой задействовано более 3000 «поразительно похожих друг на друга» видеороликов на YouTube, изображающих позитивную версию жизни уйгуров в Синьцзяне.

В конце доклада РБГ призывают демократии создать международную систему взаимодействия, основанную на универсальных принципах свободы выражения:

RSF called on democracies to guarantee equal treatment in the media market by ensuring that all media, whatever their country of origin and broadcasting channel (satellite, digital, etc.) are subjected to the same obligations, obligations concerning, in particular, the honesty, independence, and pluralism of information and respect for human dignity under penalty of sanction which may go as far as refusal or withdrawal of the authorisation to broadcast. 

РБГ призывают демократии гарантировать равное отношение на рынке средств массовой информации, независимо от страны происхождения медиа и каналов вещания (спутниковые, цифровые и т. д.). СМИ должны нести одни и те же обязательства, касающиеся, в частности, честности, независимости, плюрализма мнений и уважения человеческого достоинства, под угрозой наказания, которое может заключаться в отказе или отзыве разрешения на вещание.

Начать обсуждение

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку, чтобы получать лучшие материалы Global Voices по-русски!



Подписку нужно будет подтвердить по почте; ваш адрес будет использоваться исключительно для писем о Global Voices в согласии с нашей миссией. Подробнее о нашей политике конфиденциальности вы можете прочитать здесь.



Рассылка ведётся посредством Mailchimp (политика конфиденциальности и условия использования).

Нет, спасибо