Закрыть

Поддержите Global Voices

Чтобы оставаться независимым, свободным и устойчивым, наше сообщество нуждается в помощи друзей и читателей, как вы.

Поддержать нас

Власти Гонконга подвергли крупное СМИ цензуре за вопрос о статусе Тайваня в ВОЗ

Скриншот the Pulse из Youtube-канала RTHK.

2 апреля 2020 года Бюро экономического и коммерческого развития правительства Гонконга выпустило заявление [анг], в котором обвинило вещательную корпорацию Radio Television Hong Kong (RTHK) в нарушении «политики одного Китая».

Заявление, подписанное главой бюро Эдвардом Яу, заострило внимание на новостной программе RTHK «The Pulse» [анг], журналистка которой Ивонн Тонг вынудила представителя ВОЗ Брюса Эйлварда прокомментировать стратегию Тайваня в борьбе с пандемией COVID-19, равно как и о статус Тайваня в ВОЗ.

До 2013 года Тайвань фигурировал на встречах ВОЗ в роли неформального члена, но затем Пекин потянул за дипломатические ниточки, чтобы вытеснить страну. Когда Цай Инвэнь из Демократической прогрессивной партии, ратующей за независимость Тайваня, выиграла президентскую гонку, глава Китая Си Цзиньпин решил проводить политику тотальной изоляции [анг].

ВОЗ села в лужу на глазах у всего мира

Резонансный эпизод [анг], который вышел 28 марта, был посвящен глобальным мерам по обузданию пандемии. Когда интервьюер спросил Эйлварда, готовы ли в ВОЗ пересмотреть статус членства Тайваня, тот ответил, что не расслышал вопрос, и тотчас повесил трубку. Перезвонив, репортер спросил Брюса, как тот оценивает меры Тайваня по борьбе с COVID-19, но тот сказал, что уже озвучил свой прогноз касаемо Китая и завершил интервью.

Хотя Тайвань предупредил ВОЗ [анг] о возможной передаче вируса от человека к человеку еще на излете декабря 2019 года, благодаря политике изоляции 22 января его исключили из списка участников экстренной встречи по вспышке коронавируса. Тем не менее Тайвань дал фору [анг] множеству прочих стран в плане предотвращения распространения COVID-19.

На этом фоне отказ Эйлварда ответить на вопрос был истолкован как маркер прокитайского политического настроя [анг] ВОЗ. Видеоролик произвел фурор в соцсетях, и многие обвинили ВОЗ в сговоре с Китаем, нацеленном на замалчивание масштабов пандемии:

Брюс Эйлвард из @WHO дал интервью гонконгскому @rthk_news. Когда его спросили про Тайвань, он притворился, будто не расслышал. Репортер повторил вопрос, и Эйлвард повесил трубку! Уф, не верится, что в @WHO царит столь вопиющая коррупция.

Инцидент вызвал негодование Пекина. Уже на следующий день сайт China Central Television (CCTV) обнародовал комментарий [кит], обвинив репортера в «злонамеренных мотивах».

Убить гонца

Власти Гонконга вторят [анг] заявлению Пекина, инкриминируя «The Pulse» саботаж политики «Одного Китая», а также «целей и миссии государственной телерадиокомпании RTHK, которые отражены в уставе».

Представитель RTHK холодно [анг] принял критику со стороны властей, отметив, что эпизод был посвящен глобальной реакции на пандемию, а сегмент о Тайване был всего лишь частью программы. На станции также подчеркнули, что журналист упомянул Тайвань как «место», а не «страну», а это не идет вразрез с аксиомой «Одна страна, две системы» из устава RTHK.

Альянс сотрудников программы расценил заявление властей как «убийство гонца» [кит], призвав зрителей встать на защиту автономии их редакции.

Член консультативного совета RTHK Ферми Вонг полагает [анг], что правительство сделало заявление под давлением Пекина:

When you look at the interview done by the Pulse reporter, it is about the coronavirus issue, it is about health. I don't really understand why when a reporter is asking something relating to health, she or he has to remember there is ‘One Country, Two Systems’ … in line with the government or China. I believe the government statement may come after some kind of pressure from the Foreign Ministry or the Chinese Communist Party, I don't know. But I think the statement is the biggest nonsense.

Если вы взглянете на интервью, которое вел репортер Pulse, вы увидите, что оно посвящено коронавирусу и здоровью. Никак не возьму в толк, почему, когда журналист задает вопрос о здоровье, он или она должны помнить мантру «Одна страна, две системы»…, вещая в унисон с китайскими властями. Я убеждена, что заявление правительства — плод давления со стороны Министерства иностранных дел или Коммунистической партии Китая, точно не знаю. Но на мой взгляд, заявление — чистой воды абсурд.

В 2004 году, не сумев принять серию законов о национальной безопасности под эгидой 23 статьи Основного закона [анг], Пекин начал ужесточать контроль над гонконгскими СМИ. С тех пор на RTHK неустанно давят, упрекая в отклонении от курса государственной политики. В последние годы множество передач, посвященных политике, включая сатирический обзор новостей «Headliner» [анг] и еженедельный публичный форум «City Forum» [анг], находятся под тяжким гнетом [анг] самоцензуры.

Прямое давление со стороны полиции Гонконга

Последняя волна давления обрушилась на медиа в августе 2019 года. На фоне месяцев протестов против экстрадиции в Китай, журналисты RTHK расследовали [кит] фиаско полиции Гонконга, которая 21 июля не смогла оградить граждан от бандитского нападения в Юньлоне. К августу пропекинские митингующие устроили несколько протестов [анг] напротив штаб-квартиры RTHK, обвиняя телерадиокомпанию в «пристрастности».

Комиссар полиции Крис Танг написал жалобу [анг] на программу RTHK «Headliner» в Коммуникационный совет, вменяя журналистам подрыв работы полицейских и саботаж закона и порядка.

В марте 2020 года, по запросу главного бесплатного коммерческого канала TVB, Коммуникационный совет попытался ослабить авторитет RTHK, отменив лицензионное соглашение [анг], которое формально обязывало TVB транслировать передачи RTHK 3,5 часа в неделю.

Тем временем глава совета директоров RTHK Юджин Чан предложил созвать рабочую группу из трех экспертов, чтобы рассмотреть жалобы на программы канала. Альянс работников канала заклеймил [анг] этот маневр как прямое вмешательство в повседневную жизнь радиостанции.

Пекинский замысел превратить общественное медиа в личный рупор отражен в слогане: «RTHK должен являть собой голос правительства» [анг], который провластные протестующие скандировали перед штаб-квартирой RTHK. Теперь давление, исходящее от властей Гонконга, набирает обороты.

Начать обсуждение

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку, чтобы получать лучшие материалы Global Voices по-русски!



Подписку нужно будет подтвердить по почте; ваш адрес будет использоваться исключительно для писем о Global Voices в согласии с нашей миссией. Подробнее о нашей политике конфиденциальности вы можете прочитать здесь.



Рассылка ведётся посредством Mailchimp (политика конфиденциальности и условия использования).

Нет, спасибо