Закрыть

Поддержите нас сегодня — пусть Global Voices остаются сильными!

Наше международное сообщество волонтёров упорно работает каждый день, чтобы рассказать вам о недостаточно освещённых историях по всему миру, но мы не можем делать это без вашей помощи. Поддержите наших редакторов, технологию и правозащитные кампании, сделав пожертвование для Global Voices!

Поддержать нас

Показать все языки? Мы переводим статьи Global Voices, чтобы гражданские медиа со всего мира были доступны каждому.

Узнайте больше о проекте Lingua  »

Лучший новостной портал России уничтожен

So ends an era for Russian news portal, Lenta.ru. Image mixed by author.

Вот и конец жизни российского новостного портала Lenta.ru.

Галина Тимченко, долгое время бывшая главным редактором наиболее популярного новостного сайта России Lenta.ru [далее: Лента], вчера потеряла свою работу. После второго за год официального предупреждения «Ленте» от правительственных цензоров (юридический повод для отзыва лицензии СМИ) её владелец Александр Мамут неожиданно уволил Тимченко, назначив на её место Алексея Гореславского, который в прошлом занимался несколькими прокремлёвскими журналистскими проектами. Персонал «Ленты» заявил протест в открытом письме, опубликованном на главной странице сайта, а другой новостной сайт Slon.ru утверждает, что за письмом последуют массовые отставки. Отдельно, некоторые из наиболее известных журналистов «Ленты», включая Илью Азара (всё ещё делающего репортажи о Крыме), указали в Твиттере или Фейсбуке, что отказываются работать под руководством Гореславского.

Вчерашние неприятности «Ленты» начались с новостей о том, что Роскомнадзор выписал сайту официальное предупреждение за гиперссылку, появившуюся в статье, опубликованной 10 марта 2014 года. Нарушающая ссылка была вставлена в интервью Азара с Андреем Тарасенко, главой киевского отделения украинской националистической военизированной группы «Правый сектор» – организации, которую российское правительство часто обвиняет в беспорядках на Украине.

3 марта Роскомнадзор выполнил постановление генерального прокурора России, приказав «ВКонтакте», самой популярной в России социальной сети, заблокировать доступ с российских IP-адресов к 13 националистическим украинским группам, включая «Правый сектор».

Хотя Азар провёл интервью с крупной фигурой в «Правом секторе», Роскомнадзор возражал лишь против ссылки из текста, перенаправлявшей читателей на отдельное интервью с Ярошем, опубликованном на украинском сайте летом 2088 года. «Лента» быстро удалила ссылку, оставив интервью Азара доступным публике. Ещё оставаясь главным редактором, Галина Тимченко вчера утром написала в Фейсбуке, что “все дело в ссылке”, уверив читателей, что драма дня закончилась.

Три часа спустя Тимченко снова написала в Фейсбук, анонсировав конец её работы в «Ленте», сказав спасибо за то, что “было очень интересно”.

Что произошло?

Оглядываясь назад, падение Тимченко и крах общественного доверия к «Ленте» не так уж неожиданны. В мае 2012 года Тимченко открыто сказала о отставке с «Ленты», сказав, что планирует уйти в течение двух лет, согласившись с характеристикой, сравнивающей её с Борисом Ельциным да передачи власти Владимиру Путину («Я устал, я ухожу»). Два года назад, Тимченко сказала, что массовые протесты “Зимы несогласия” 2011-2012 годов не оказали особого влияния на «Ленту», в отличие от телеканала «Дождь», который превратился в рупор новой уличной оппозиции.

Галина Тимченко, бывший главный редактор «Ленты», уволена вчера.

В интервью этого года Тимченко сравнила себя не с Ельциным, но с Всеволодом Рудневым, командиром обречённого российского крейсера «Варяг», который Руднев в 1904 году затопил, не дав ему попасть в руки японцев. Примерно два года прошло с тех пор, как Тимченко объявила о планах уйти из «Ленты», но её вчерашнее увольнение совсем не добровольное.  

Заменивший её Алексей Гореславский управлял двумя заведомо прокремлёвскими проектами: открыто проправительственным новостным сайтом «Взгляд.ру» и пиар-компанией «Agency One». Критикуя вчерашнее назначение Гореславского, блогер Алексей Навальный назвал «Взгляд» проектом, «который полностью провалился», несмотря на «немыслимый» (удивительно большой) бюджет. «Agency One», между тем, ответственно за серию расистских видеороликов, предназначенных помочь Сергею Собянину в недавней кампании перед выборами мэра Москвы. В прошлом декабре Гореславский оказался единственным из деятелей российских СМИ, который был готов подписать спорный правительственный меморандум о антипиратских мерах в интернете.

Независимость «Ленты» пережила несколько корпоративных реорганизаций до начала 2013 года, когда её владелец Владимир Потанин (видимо, под давлением Кремля, желающего большей консолидации российских СМИ) согласился объединить активы с магнатом Александром Мамутом. Слияние могло сохранить «Ленту» от больших изменений, если бы не потеря Рафаэля Акопова, покинувшего компанию Потанина за несколько месяцев до сделки. По словам «Дождя», Акопов сыграл важную роль в многолетней защите автономии «Ленты». С его отсутствием в схеме, в джингоистической обстановке сегодняшней России, стало намного легче для владельцев и властей вмешиваться в политику самого популярного новостного портала страны. Когда «Лента» сослалась на комментарии украинского националиста — по мнению Москвы, экстремиста и врага государства —  представилась идеальная возможность отчистить руководство сайта.

Вот и результат: Алексей Гореславский и уничтожение репутации «Ленты».

Начать обсуждение

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на лучшие истории от Global Voices по-русски!
Нет, спасибо