Закрыть

Поддержите нас сегодня — пусть Global Voices остаются сильными!

Наше международное сообщество волонтёров упорно работает каждый день, чтобы рассказать вам о недостаточно освещённых историях по всему миру, но мы не можем делать это без вашей помощи. Поддержите наших редакторов, технологию и правозащитные кампании, сделав пожертвование для Global Voices!

Поддержать нас

Показать все языки? Мы переводим статьи Global Voices, чтобы гражданские медиа со всего мира были доступны каждому.

Узнайте больше о проекте Lingua  »

Свободная пресса России работает на кремлевскую кухню

Новая газета, одна из старейших в России оппозиционных газет, обвинила владельца любимого ресторана Владимира Путина Евгения Пригожина в причастности к странной схеме, цель которой опорочить несколько самых известных новостных изданий страны. Согласно информации Новой газеты, кейтеринговая компания Пригожина “Конкорд”, напрямую связанная с Кремлем, принимала участие в сложных заговорах и публикации ложной замаскированной под рекламу информации в различных российских газетах, для того чтобы убедить общественность в том, что новости можно арендовать.

В разоблачительной статье Нины Петляновой, опубликованной в Новой Газете 19 июня 2013 года, описываются подробности заговора против свободной прессы России, подтверждаемые записями путешествия (в комплекте с паспортными данными), а также просочившимися внутренними служебными записями и тайными связями между различными лицами. Чтобы поддержать обвинения против Пригожина, Петлянова несколько раз упоминает, что ее газетой были получены некоторые разоблачительные документы. В разделе “Маша Хари” (игра слов с Мата Хари) читатели узнают, что связанный с “Конкордом” скандально известный журнал “ГоГ” якобы заслал шпиона для работы в редакции Новой Газеты, а Новая Газета в свою очерез завербовала ее как двойного агента, предоставив доступ к материалам, упомянутым выше.

Во многих комментариях на сайте Новой Газеты  пользователи похвалили тщательную следственную работу автора статьи Петляновой. Реагируя на тактику в контрразведке Новой Газеты, некоторые читатели, казалось, закатывают глаза. В одном из комментариев Алексей Бурцев написал:

Одна газета заслала в редакцию другой супеp шпионку Машу, а еще Майорова и Михайлов часто вместе летали самолетами Аэрофлота… просто какой-то несерьезный детский сад!

Другой читатель, Евгений Комаров, также не согласилcя с версией Новой Газеты о “Маше Хари”:

То есть у НГ свои шпионы в Конкорде! Поздравляем, шпионские страсти в разгаре. Честно говоря, вся эта возня дискредитирует ОБЕ стороны – шпионаж с независимой журналистикой плохо вяжутся.

Dmitri Bykov at the "Control Stroll" in Moscow, 13 May 2012, photo by Evgeniy Isaev, CC 2.0.

Дмитрии Быков на митинге оппозиции “Контрольная прогулка” в Москве, 13 мая 2012 года. Фото Евгения Исаева, CC 2.0.

 

Oдин из наиболее любопытных эпизодов в кампании против свободной прессы России на самом деле связан не с газетой, а с одним из самых известных в России писателей и поэтов Дмитриeм Быковым. В конце февраля этого года скандальная “Газета о газетах” (или “ГоГ”, упомянутая выше), опубликовала статью о путешествии Быкова в городок недалеко от Свердловска с целью якобы поддержать местного бизнесмена занять политическую должность. Как сообщается, за это писатель получил гонорар в 15 000 долларов. Информация в “ГоГ” поступила от некого Сергея Соловьева, который нанял бизнесмена Быкова для поездки в Свердловск. Информация и материалы были присланы им в редакцию 23 февраля, всего за несколько часов после выступления поэта. Соловьев утверждал, что его кампания была липой, предназначенной только для шутки, чтобы проверить, сможет ли он нанять видного оппозиционера в качестве наемного сторонника.

С небольшой задержкой депутат Законодательного собрания Свердловска Максим Иванов объявил в своем ЖЖ, что он призывал местных следователей убедиться в том, что Быков заплатил со своего гонорара необходимые налоги. После сообщения в блоге Быков сам написал свой первый комментарий, отрицая, что  поддерживал политическую кампанию Соловьева и настаивая на том, что всегда платит налоги со своих гонораров. (В заявлениях в другом месте Быков вполне резонно отметил, что закон не требует от граждан платить налоги незамедлительно в момент получения доходов.) Не испугавшись и, возможно, даже слегка раздражанный тоном комментария, Иванов ответил предположением о том, что Быков нечестный человек, и пообещал докопаться до истины через расследование. 7 мая 2013 года в местной газете подтвердили, что следственный комитет Свердловска возбудил дело по вопросу о доходах Быкова.

Иванов был не единственным нападавшим после опубликованных в ГоГ «откровений». Существует доказательство того, что кто-то активировал бот-сеть для распространения истории в ЖЖ и Twitter с  хэштегом #Продажный Быков (коррумпированный Быков). 28 февраля 2013 года пользователь YouTube Артем Симонов  также опубликовал видео (которое Гог повторно перепостил), повторяя обвинения Соловьева. Видео, которое имеет неточные и вводящие в заблуждение субтитры, является единственным видео, загруженным Симоновом на YouTube. Ролик собрал почти 300 000 просмотров, но почти все просмотры были сделаны в течение одной недели, и практически никто с тех пор больше и не смотрел этот монтаж. Другие видные дружественные блогеры, такие как Кристина Потупчик и пользователь ЖЖ Fritzmorgen, также поделились историей.

В Facebook и ЖЖ Быков и его поклонники размещают опровержения критики поэта. С откровениями Новой Газеты у них теперь есть свежее оружие против своих обвинителей, хотя выявленные масштабы кампании против диффамации Быкова и нескольких русских газет являются новой угрозой в целом.

Начать обсуждение

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на лучшие истории от Global Voices по-русски!
Нет, спасибо