Закрыть

Поддержите Global Voices

Чтобы оставаться независимым, свободным и устойчивым, наше сообщество нуждается в помощи друзей и читателей, как вы.

Поддержать нас

Как Россия влияет на сербские СМИ

Бульварная пресса в Сербии. Фото Zoran Drekalović/Istinomer, использовано с его согласия

Сербские таблоиды. Фото Зорана Дрекаловича/Istinomer, использовано с разрешения автора.

Публикация этой статьи стала возможной благодаря сотрудничеству с Transitions [анг], пражской организацией, занимающейся издательским делом и обучением в сфере медиа.

Опрос общественного мнения, проведенный Институтом по европейским делам [анг] в сентябре 2019 года, показал, что 23% сербских граждан считают Россию крупнейшим донором помощи Сербии. Однако, по данным Министерства европейской интеграции, Россия с 2000 года не входит в список десяти крупнейших доноров Сербии [серб]. Первое место в рейтинге занимает Европейский союз, предоставляющий 2,96 млрд евро помощи, второе — США, которые выделяют 696 млн евро.

Принято считать, что причиной такого восприятия является доминирование сербских СМИ, спонсируемых Россией, которые не только освещают события так, чтобы это согласовывалось с геополитическими интересами Кремля, но и способствуют распространению вводящей в заблуждение и откровенно неверной информации. Доктор Прешэс Н. Чаттерджи-Дуди из Манчестерского университета [анг] в заявлении [анг] для украинской службы проверки достоверности информации StopFake рассказала, как это происходит:

By mixing fact and fiction, playing on popular sentiments among foreign audiences and trying to sway public opinion in a particular direction that serves Moscow’s interests, they systematically pursue the Kremlin’s geopolitical goals, while discrediting journalistic principles in the process.

Смешивая факты и вымысел, играя на распространённых настроениях зарубежной аудитории и пытаясь склонить общественное мнение в определённую сторону, отвечающую интересам Москвы, они систематически преследуют геополитические цели Кремля, дискредитируя при этом журналистские принципы.

Учитывая то, что сербские СМИ имеют огромное влияние на другие балканские государства, факт того, что в этих медиа содержится недостоверная информация, вызывает особую тревогу.

Зоран Андоновский, главный редактор расположенного в Скопье новостного агентства Meta.mk [анг], объясняет:

The geographic proximity, the long common history in the former Yugoslavia and cultural similarities all contribute to the elevated image of Serbia, resulting in the perception that any information (or disinformation) coming from there should be accepted at face value, without need for verification. The Serbian media market is much larger than the Macedonian, for example, its media companies are much more developed and economically powerful, so they can afford high volume of original production which “impresses” the less confident Macedonian media workers, in particular from small or startup online portals.

Государства расположены близко географически, их длительное время связывала общая история, они схожи в культурном плане — всё это способствует формированию образа Сербии как некоего авторитета. В результате создаётся впечатление, что любая информация (или дезинформация), поступающая оттуда, должна приниматься за чистую монету, без необходимости проверки. Сербский рынок средств массовой коммуникации намного больше македонского, например, его медиакомпании гораздо более развиты и экономически эффективны, поэтому они могут позволить себе большой объём оригинальной продукции, которая «впечатляет» менее уверенных македонских работников СМИ, работающих, в частности, для небольших или начинающих онлайн-порталов.

В пример можно привести новостной портал и радиостанцию Sputnik Serbia с головным офисом в Москве. Sputnik Serbia охватывает большую аудиторию говорящих на сербском в Сербии, Боснии и Герцеговине, Черногории, Хорватии, Косово и Северной Македонии. Как правило, он предоставляет новости, соединяя политически нейтральные сюжеты с аналитикой, согласованной с прокремлёвскими интересами. Однако, согласно докладу [анг] боснийской организации по проверке фактов Raskrinkavanje.ba, это крупный узел сети агентств по дезинформации на Балканах.

В большинстве случаев в авторских колонках и аналитических материалах Sputnik авторы занимают антиевропейскую позицию. Так, в недавней статье утверждалось, что западнобалканские страны «никогда» не присоединятся к ЕС [серб]. Автор другого материала говорил о том, что западные альянсы постепенно «распадаются» из-за разногласий между их членами [серб]. Некоторые издания, приводя в качестве доказательства закон О свободе вероисповедания [серб], принятый во входящей в НАТО Черногории, выдвигают теорию заговора, говоря, что НАТО хочет уничтожить Сербскую православную церковь [серб].

Согласно рейтингу Gemius Audience, в декабре 2019 года сайт Sputnik посетили 1 132 547 человек. Он занял 21-е место среди самых читаемых интернет-порталов в Сербии. Также он осуществляет трансляцию на сербском языке через Sputnik radio [серб].

Расширение внутренней и региональной сфер влияния через публикации

В 2019 году информация прокремлевской направленности, ориентированная на сербскую аудиторию, распространялась в основном российскими интернет-ресурсами, Sputnik Serbia [серб] или менее известными интернет-порталами, например, News Front или Geopolitica. 

Сербская пресса также выпускает материалы подобного содержания. Примером могут служить ежедневные газеты Politika [серб] и Večernje Novosti [серб], причём последняя регулярно повторно публикует материалы Sputnik. По данным Gemius Audience, онлайн-версия Večernje Novosti находится на пятом месте по количеству посещений в Сербии. Так, в декабре 2019 года интернет-газету посетили почти 15 миллионов человек.

B92 [анг], бывший новостной портал, ориентированный на либерально настроенных граждан, недавно изменил свою редакционную линию на пророссийскую после смены владельцев.

Новостные агентства, такие как Tanjug [анг], которым владеет сербское правительство, а также SRNA [анг], принадлежащий правительству Республики Сербской, самостоятельному государственному образованию в составе Боснии и Герцеговины (БиГ), также выпускают материалы, в которых отстаивается пророссийская точка зрения.

Согласно сербскому порталу проверки фактов Raskrikavanje [серб], в 2018 году на первых полосах трёх сербских таблоидов (Informer [серб], Alo [серб] и Srpski Telegraf [серб]) было опубликовано более 700 недостоверных или непроверенных новостей. В этих материалах президент Владимир Путин представлен в позитивном свете. Например, его называют «защитником Сербии от Запада», или утверждается, что он «спасёт Косово для Сербии».

Первые полосы сербского таблоида Srpski Telegraf. Два заголовка гласят: «Путин готов ввести армию в Косово» и «Американский план ужасов для Косово». Фото Зоран Дрекалович/Istinomer.

Ежегодный анализ, проводимый Raskrikavanje, показал, что в 2019 году [серб] четыре таблоида с наибольшим тиражом опубликовали более 917 «ложных или необоснованных заявлений» по политическим проблемам, в то время как развлекательные и спортивные темы не рассматривались.

Таблоиды, выражающие взгляды правительства,  создают для президента образ самоотверженного мученика. Провокационный заголовок: «Запад дает 100 миллионов евро за свержение Вучича!». Фото Зоран Дрекалович/Istinomer

Najviše laži je izrečeno na račun opozicije i njihovih lidera, dok se u isključivo pozitivnom svetlu predstavljao Aleksandar Vučić, ali i ruski predsednik Vladimir Putin.

„Riznica” laži je tokom cele godine bila i spoljna politika – pohvalno se pisalo o Rusiji i saradnji sa njom, dok su dežurni neprijatelji, kao i uvek, bili Albanci, kosovski lideri i NATO. Najave specijalnih ratova protiv Vučića, udari na njega, lažne tvrdnje o špijunskim aferama i aferi Krušik, takođe su bile dominantne teme.

Больше всего неправды говорят про оппозицоннные партии и их лидеров, в то время как президент Сербии Александр Вучич и президент России Владимир Путин представлены в исключительно позитивном свете.

На читателей или слушателей новостей про внешнюю политику в течение года обрушивался целый поток лживой инормации: сотрудничество между Россией и Сербией превозносилось,  в то время как лидеры Косова и НАТО были представлены «злодеями». Доминирующими темами были Вучич как жертва атак, ложные заявления о шпионаже и дело «Крушика».

СМИ соседних государств транслируют новостной и развлекательный информационный материал сербских медиа. Так, в Северной Македонии сербские программы переводят (обычно плохо) на македонский и иногда на албанский.

Другой пример — журналы альтернативной медицины в русском стиле, которые выпускаются в Сербии и продаются в газетных киосках всех бывших югославских республик. У некоторых из этих журналов есть также местные издания на македонском, хорватском и словенском языках. В некоторых публикациях темы, связанные со здоровьем, используются для пропаганды образа Владимира Путина [анг].

Россию критиковать не принято

Результаты исследования, проведённого находящимся в Белграде Центром исследований, прозрачности и подотчетности (CRTA), показали, что в публикациях почти всех СМИ Сербии в 2019 году ЕС, США и Китай были представлены нейтрально, в то время как НАТО оценивалось исключительно отрицательно, а Россия — только положительно.

В рамках партнёрства по обмену данными результаты исследований стали доступны Global Voices ещё до их официального опубликования.

Результаты исследования CRTA. Использовано с разрешения.

Специалисты Центра исследований проанализировали содержание сербских ежедневных газет (Blic, Informer, Kurir, Vecernje Novosti), новостных порталов (Blic, B92, Kurir, Telegraf) и утренних новостей и передач по телевизору (RTS1, Pink, TV Happy, Prva).

Согласно методологии исследования, анализировались не только тон повествования, но и заголовок статьи, ракурс, фотографии, а также сколько значения придавалось каждой статье или истории и сколько места для неё отводилось в газете.

Исследование также показало, что президента Сербии Александра Вучича в 2019 году цитировали чаще других официальных лиц страны, но его слова никогда не приводились в статьях, критиковавших Россию или Китай. В статьях, касающихся ЕС или США, в основном приводились его нейтральные по характеру высказывания.

Результаты исследования CRTA. Использовано с разрешения.

Раша Неделиков, программный директор CRTA , в своём заявлении для Global Voices указал на явное противоречие между тем, что сербские официальные лица слишком часто высказываются в поддержку России, и тем, что правительство страны пытается вступить в ЕС:

Our monitoring of the most influential media in Serbia shows that the highest officials, such as the country's president, the minister of foreign affairs, the minister of defense, and the prime minister have not been quoted negatively about Russia or China. Still, their quotes with a negative tone about the EU, U.S. and NATO are widely present. This is not in line with the program of work of the Serbian government which states that Serbia's main strategic goal is accession to the European Union.

В результате анализа наиболее влиятельных СМИ Сербии выяснилось, что они не цитировали отрицательные высказывания высших чиновников, таких как президент страны, министр иностранных дел, министр обороны и премьер-министр, в адрес России или Китая. Тем не менее, приводится множество цитат, где они критикуют ЕС и НАТО. Это идёт не в русле с программой действий сербского правительства, где заявлена главная стратегическая цель Сербии — вступление в Европейский союз.

Анализ, проведенный CRTA, показал, что частные СМИ с широким охватом, такие как газета Blic или телевизионный канал TV Pink, транслировали репортажи, критикующие исключительно ЕС и США. Россия и Китай были представлены исключительно «положительными».

Сербская компания общественного государственного вещания RTS выпускала больше положительных статей о России, чем о ЕС, и не публиковала сюжеты, связанные с критикой России и Китая.

Результаты исследования CRTA. Использовано с разрешения.

Высказывания российских и китайских чиновников приводились только в тех статьях, где эти страны характеризовались положительно, а чиновники из США, ЕС, НАТО цитировались в статьях, нейтральных по характеру.

Предвзятость в сербской сфере СМИ может отрицательно сказаться на способности сербских граждан участвовать в демократическом процессе осознанно и рационально, в то время как приёмы СМИ, нарушающие журналистскую этику, будут способствовать распространению вводящей в заблуждение информации по всему миру.

Перевод: Маргарита Перунова

 

Начать обсуждение

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку, чтобы получать лучшие материалы Global Voices по-русски!



Подписку нужно будет подтвердить по почте; ваш адрес будет использоваться исключительно для писем о Global Voices в согласии с нашей миссией. Подробнее о нашей политике конфиденциальности вы можете прочитать здесь.



Рассылка ведётся посредством Mailchimp (политика конфиденциальности и условия использования).

Нет, спасибо