Закрыть

Поддержите Global Voices

Чтобы оставаться независимым, свободным и устойчивым, наше сообщество нуждается в помощи друзей и читателей, как вы.

Поддержать нас

Показать все языки? Мы переводим статьи Global Voices, чтобы гражданские медиа со всего мира были доступны каждому.

Узнайте больше о проекте Lingua  »

Сербские журналисты обнаружили бот, используемый для манипуляции общественным мнением на сайтах популярных СМИ

Положительные отклики на комментарии на Kurir.rs к статье о президенте, поздравляющем выпускников медицинских вузов. Содержание первого комментария: «Государство уделяет молодежи всё больше внимания». Второго: «Задача Сербии — удержать образованную молодежь в стране, предоставив ей хорошие рабочие места».

[Все ссылки ведут на страницы на сербском языке.]

В результате анализа, проведённого Центром журналистских расследований Сербии (CINS), было установлено, что активисты правящей Сербской прогрессивной партии (SNS), получившие прозвище «боты SNS», используют мобильное приложение, чтобы размещать тысячи значков «за» и «против» к комментариям к статьям на популярных сайтах газет Kurir и Espreso. Таким образом партийные активисты влияют на то, как читатели воспринимают размещённую информацию.

Во время журналистского расследования, результаты которого опубликованы 4 сентября 2019 года, был проведён анализ программного кода мобильного приложения под названием VotR2. В отчёте по итогам расследования журналистки Анжела Миливоевич и Милица Шарич утверждают следующее: благодаря этому анализу было обнаружено, что приложение позволяет добавлять голоса «за» и «против» к комментариям читателей, и это делает оставленные реплики менее или более видимыми для других пользователей.

Онлайн-стратегия SNS: боты и тролли

В рамках онлайн-стратегии правящей партии её члены получили указание создавать фейковые пользовательские профили, чтобы размещать комментарии в пользу SNS и её лидера, президента Сербии Александра Вучича, а также оставлять негативные комментарии и значки «против» под критикующими статьями и комментариями.

В 2014 году в общий доступ случайно попала презентация Power Point, благодаря чему стало известно о стремлении SNS контролировать онлайн-обсуждения и привлечении для этого 500 членов из 80 отделений по всей стране. Они должны были троллить критикующих и размещать комментарии в пользу правительства и SNS.

CINS приводит в качестве примера интервью с человеком, в прошлом состоявшем в армии троллей SNS. Интервью опубликовано новостным порталом Južne vesti 9 августа 2019 года. В нём говорится, что партия продолжает использовать «организованную систему ботов для создания ложного впечатления о том, что работа действующего правительства удовлетворительна». Давший интервью на условиях анонимности рассказал, что служащие госучреждений и персонал госпредприятий вынуждены присоединяться к армии троллей, поскольку отказ может обернуться потерей средств к существованию.

Posledice? Naravno da ih ima. Uglavnom su članovi internet tima zaposleni u javnom sektoru i možete da zamislite koja tu posledica može da bude. Prestanak radnog odnosa ili šta već – kaže ovaj bivši bot.

Последствия? Конечно, будут последствия. Те, кто состоит в этой интернет-команде, в основном являются служащими госсектора, вот и представьте себе последствия [такого инакомыслия]. Потеря работы и многое другое, по словам бывшего бота.

В последовавшей за интервью статье приводятся слова администратора вебсайта Južne vesti, обнаружившего, что комментарии к интервью получили более 22500 голосов, причём все они были от одной и той же сети, относящейся к IP- адресу, зарегистрированному на штаб-квартиру SNS в Белграде.

Появившееся мобильное приложение указывает на то, что партия усовершенствовала свой арсенал инструментов для более широкого и интенсивного охвата.

Анализ кодов приложения показал прямую связь с правящей партией

Иконка мобильного приложения VotR2 в том виде, в каком она хранилась на сайте APKMonk.

CINS попросил эксперта по цифровой безопасности Джурре ван Бергена, работающего в Проекте по расследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), помочь с анализом кодов приложения VotR2, которое можно было скачать в Google Play Store только до января 2019 года. Впрочем, оно ещё доступно на вебсайтах-хранилищах приложений, например на APKMonk, что позволило экспертам его исследовать.

При изучении кода обнаружилось, что после установки приложения на свои телефоны пользователи должны были ввести пароль-подтверждение. Далее приложение работает в фоновом режиме, пока смартфон остается включенным, и ставит плюсы и минусы на сайтах Kurir и Espreso. Оно перезапускается, когда телефон перезагружают, и продолжает получать инструкции от партии о том, как нужно размещать оценки, без какого-либо вмешательства со стороны владельца телефона. Приложение размещает их каждые шесть секунд, идя вниз по списку комментариев читателей, который оно получает через интернет.

Анализ кода приложения, голосующего «за» или «против», показал, что оно управляется с сервера с особенным IP-адресом «77.46.148.99», который с марта 2016 года зарегистрирован на имя Сербской прогрессивной партии. В регистрационной записи отображается название партии на сербском языке (Srpska Napredna Stranka) и адрес их штаб-квартиры в Белграде (Palmira Toljatija 5).

SNS оставила без внимания запрос CINS о комментариях по этим вопросам.

Ван Берген и другие эксперты, консультировавшие CINS, пришли к выводу, что атакуемые вебсайты получали эти оценки будто бы от мобильных приложений Kurir и Espreso.

Неманя Ненадич из «Transparency Serbia», организации по борьбе с коррупцией, рассказывает CINS о том, что манипуляции с комментариями пользователей направлены на обман читателей путём создания ложного впечатления, будто бы это высказывают своё мнение «нейтрально настроенные сограждане»:

Na taj način želi da se kreira utisak šta misli većina, šta je društveno poželjno opredeljenje. Pretpostavljam da sve to ima na kraju krajeva nekog efekta na birače, jer inače ne verujem da bi se vladajuća partija, i verovatno neke druge u manjoj meri, shodno finansijskim mogućnostima, ne bi se toliko trudili da to rade.

Это способ создать впечатление о мнении большинства, о том, что определённая позиция является социально желаемой. Я считаю, что это оказывает определённое влияние на избирателей, потому что в противном случае вряд ли правящая партия, так же как и некоторые другие партии (в меньшей степени), в зависимости от их финансовых возможностей, стали бы вкладывать в это столько усилий.

Участвуют ли СМИ в этой схеме?

Эксперты, консультировавшие CINS, пришли к выводу, что такой уровень доступа приложения SNS к сайтам Kurir и Espreso может быть достигнут тремя способами: (1) получением привилегированного доступа непосредственно от владельцев сайтов, (2) взломом официальных приложений СМИ, либо (3) низким уровнем защиты самих сайтов, что способствует таким манипуляциям.

Таня Максич, вице-президент Ассоциации онлайн-медиа заявила, что со стороны СМИ предоставление правящей партии прямого доступа к приложению является «абсолютно неэтичным» и «неприемлемым».

Представители обоих СМИ, с которыми связалась CINS, ответили, что никому не предоставляют прямой доступ, хотя одна из них намекнула, что её команда специалистов не исключает возможности взлома их сайта.

Эксперт по цифровой безопасности ван Берген заявил, что доказательств взлома он не обнаружил. В его заключении для CINS говорится, что спорное приложение использует разрешенную функцию от вебсайта API, позволяющую ставить отзывы под комментариями. «Однако, они не приняли необходимых мер безопасности, позволяющих предотвратить манипуляции с плюсами и минусами под комментариями», — подытожил он.

Kurir и Espreso в настоящее время являются собственностью «Adria Media Group», одной из крупнейших медиа-компаний на Балканах. В январе 2019 года «Adria Media» приобрел Игорь Жежель, владелец другого портала под названием «Mondo». Перед покупкой «Mondo» предоставила оценку Комиссии по защите конкуренции (анти-монопольному регулирующему органу в Сербии), согласно которой оба вебсайта в совокупности занимают 16,4% доли рынка в категории «онлайн-портал» в Сербии.

По оценке CINS, количество комментариев к статьям на сайте Kurir почти в 10 раз больше, чем к статьям на Blic, его основном конкуренте.

Опыт других вебсайтов, например Južne vesti, свидетельствует о том, что новости, касающиеся нынешнего правительства, получают больше комментариев, как плюсов, так и минусов. «Ни одна новостная статья, содержащая критику в адрес правительства, не остаётся без его внимания, и такие статьи получают больше всего откликов», — пояснила главный редактор Гордана Бьелетич. По её данным, количество голосов »за» и «против» (плюсов и минусов) никак не увеличивало посещаемость сайтов. Она считает, эффект, на который рассчитывала партия, состоял в том, чтобы «повлиять на мнение людей, особенно нерешительных, на тех, кто обычно оглядывается на других по какому-либо вопросу».

Ненадич из «Transparency Serbia» добавляет, что если СМИ предоставляют политической партии такие привилегии для голосования, они должны сообщать об этом как об «особом виде бесплатных услуг», что по сути равносильно пожертвованию.

Ни одно из двух СМИ, замеченных в этом деле, не разместило новостные или публицистические статьи о расследовании CINS.

Начать обсуждение

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку, чтобы получать лучшие материалы Global Voices по-русски!



Подписку нужно будет подтвердить по почте; ваш адрес будет использоваться исключительно для писем о Global Voices в согласии с нашей миссией. Подробнее о нашей политике конфиденциальности вы можете прочитать здесь.



Рассылка ведётся посредством Mailchimp (политика конфиденциальности и условия использования).

Нет, спасибо