Закрыть

Поддержите Global Voices

Чтобы оставаться независимым, свободным и устойчивым, наше сообщество нуждается в помощи друзей и читателей, как вы.

Поддержать нас

Показать все языки? Мы переводим статьи Global Voices, чтобы гражданские медиа со всего мира были доступны каждому.

Узнайте больше о проекте Lingua  »

Россия: сотрудники газеты «Коммерсантъ» увольняются, протестуя против цензуры, и провоцируют дебаты о журналистской этике

Владимир Путин на встрече с главными редакторами крупнейших новостных изданий России. Большая часть из них сегодня находится под контролем государства, либо принадлежит олигархам, лояльным действующему правительству // kremlin.ru по CC2.0

20 мая 2019 года руководство газеты «Коммерсантъ», одного из старейших и уважаемых бизнес-изданий пост-советской России, вынудило уволиться двух своих звёздных репортёров, Ивана Сафронова и Максима Иванова.

Инцидент был спровоцирован статьёй, опубликованной в апреле 2019 года, соавторами которой, наряду с тремя другими штатными репортёрами, стали Сафронов и Иванов. Материал посвящён возможной отставке Валентины Матвиенко, спикера Совета Федерации.

В статье утверждалось (со ссылкой на анонимные источники), что Матвиенко, политик-ветеран, которая до получения поста в парламенте была губернатором Санкт-Петербурга, может занять другую высшую правительственную должность.

В этом не было ничего необычного: уважаемые российские издания часто публикуют статьи, основанные лишь на информации от анонимных источников, поскольку известные своей скрытностью правящие круги страны неохотно сообщают публично даже о самых тривиальных вопросах бюрократической игры на выбывание.

Иногда сенсационные новости подобного рода оказываются правдивыми, но эта конкретная — стала пшиком. Прошёл месяц с тех пор, как история увидела свет, а Матвиенко в отставку всё ещё не подала. Возможно, её планам помешала статья, а, возможно, авторы материала просто ошиблись.

То, что произошло затем, многих шокировало, хотя и не оказалось полнейшей неожиданностью: оба репортёра были вынуждены уйти в отставку.

Максим Иванов объявил о случившемся на своей странице Facebook:

С завтрашнего дня я больше не работаю в ИД «Коммерсантъ».

Если без лирики: уход из Ъ оформлен по соглашению сторон, а решение о необходимости прекратить трудовые отношения принято акционером ИД. Поводом стала заметка «Спикеров делать из этих людей», в которой сказано о возможном уходе Валентины Матвиенко с поста председателя Совета федерации.

У газеты «Коммерсантъ» есть только один реальный «акционер» — Алишер Усманов, один из самых богатых людей в мире, владелец обширной медиа-империи, в которую входят «Коммерсантъ»«МегаФон» и компания «Mail.Ru Group», владеющая долями в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

«Коммерсантъ» — лишь крошечное пятнышко среди других активов Усманова, однако политические материалы газеты, похоже, навлекли на неё серьёзные проблемы. В марте 2019 года другого репортёра «Коммерсантъ» Марию Карпенко вынудили уволиться [анг] из-за канала Telegram, который она вела.

Несколько бывших и нынешних сотрудников рассказали «Эху Рунета», что Усманов постоянно вмешивается в редакционные дела газеты уже много лет: каждый раз, когда чувствует, что материалы угрожают его бизнес-интересам или раздражают его покровителей в Кремле.

В 2011 году Максим Ковальский, редактор политического журнала «Коммерсантъ-Власть», был уволен за выпуск, посвящённый массовым фальсификациям во время парламентских выборов.

В интервью изданию «Ведомости» главный редактор «Коммерсанта» Владимир Желонкин заявил, что Иванов и Сафронов должны были уволиться, потому что их заметка не соответствовала редакторским стандартам. Он не уточнил, о каких именно стандартах шла речь, и обошёл молчанием тот факт, что он как главный редактор опубликовал материал на первой полосе газеты, когда тот появился. Владимир также отрицал обвинения в причастности Усманова.

Спустя всего лишь несколько часов после того, как Иванов и Сафронов были вынуждены уйти, весь политический отдел газеты «Коммерсантъ» (всего несколько десятков человек) подал в отставку в знак протеста и солидарности со своими коллегами.

Один из репортёров, Всеволод Инютин, опубликовал на своей странице Facebook фотографию стопки подписанных заявлений с текстом: «Прошу уволить меня в связи с тем, что я не согласен с решением акционера об увольнении двух сотрудников политического блока, Ивана Сафронова и Максима Иванова».

Скриншот публикации Всеволода Инютина в Facebook.

Столкнувшись с массовым увольнением, «Коммерсантъ», похоже, не смог скрыть кризис в своих рядах:

Только что получила рассылку газеты «Коммерсантъ» «Самые важные истории дня»

Угадайте, о чём там не упомянуто

Сталингулаг, ранее анонимный политический блогер, попавший под прицел СМИ, когда журналисты-расследователи раскрыли его подлинную личность, удивился, зачем газете в современной России вообще нужен политический отдел:

«А ЗАЧЕМ ВАМ ОТДЕЛ ПОЛИТИКИ В ГАЗЕТЕ КОММЕРСАНТЪ ЕСЛИ В СТРАНЕ ПОЛИТИКИ НЕТ? — мудро рассудили акционеры издания», — отмечает Сталингулаг, известный антикремлёвский блогер. Наши последние новости о волнениях в «Коммерсанте».

Но не все сочувствовали сложному положению репортёров газеты.

В Telegram некоторые ставили на то, что публичная поза уволенных репортёров была частью плана продвинуть новое издание, которое они собирались запускать.

Редактор «Медузы» (и бывший редактор «Эха Рунета») Кевин Ротрок написал в Twitter о слухах:

Слышали слух, что бывший политический отдел газеты «Коммерсантъ» раскручивает собственное новое издание? @sssmirnov говорит, что это чушь, которую посеяли для того, чтобы вызвать симпатию к руководству газеты.

Алексей Навальный, известный оппозиционный политик, отметил:

Затем Навальный разразился длинным материалом на своём сайте, обвинив репортёров и редакторов газеты в трусости и молчании, но в то же время предложив им юридическую поддержку. Алексей также назвал всех, кто ещё не уволился, штрейкбрехерами, которых должно подвергнуть остракизму.

Но, наряду с публичной ссорой Навального с журналистами — одной из многих в его политической карьере, — были и другие люди, которые поддержали его заявления.

«РБК», другое деловое издание, конкурирующее с газетой «Коммерсантъ» и сталкивающееся с подобными проблемами (в частности, его главные редакторы были вынуждены уволиться после расследования благосостояния Владимира Путина), пишет об исторических корнях современного политического кризиса в российских СМИ:

Во время созерцания скандала в «Коммерсанте» Андрея Колесникова посещают интересные мысли о «лукавстве экономики» современной российской журналистики.

Учитывая, что ключевые российские издания принадлежат либо непосредственно государству, либо олигархам, лояльным Кремлю, весьма сомнительно, что кризис разрешится в ближайшее время.

Начать обсуждение

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку, чтобы получать лучшие материалы Global Voices по-русски!



Подписку нужно будет подтвердить по почте; ваш адрес будет использоваться исключительно для писем о Global Voices в согласии с нашей миссией. Подробнее о нашей политике конфиденциальности вы можете прочитать здесь.



Рассылка ведётся посредством Mailchimp (политика конфиденциальности и условия использования).

Нет, спасибо