Закрыть

Поддержите Global Voices

Чтобы оставаться независимым, свободным и устойчивым, наше сообщество нуждается в помощи друзей и читателей, как вы.

Поддержать нас

Показать все языки? Мы переводим статьи Global Voices, чтобы гражданские медиа со всего мира были доступны каждому.

Узнайте больше о проекте Lingua  »

Российский сайт пытается выдать себя за известное новостное издание, освещающее Балканы

Balkanist.ru против Balkanist.net, коллаж скриншотов главной страницы. Изображение Meta.mk News Agency, CC-BY.

Материал был изначально опубликован на Meta.mk News Agency, проекте Metamorphosis Foundation. Отредактированная версия размещается ниже в рамках соглашения об обмене контентом.

Редакция Balkanist.net [анг], СМИ, расположенного в Сербии и пишущего о Балканах, с удивлением обнаружила, что имеет русскоязычного двойника (Balkanist.ru) с противоположной редакционной политикой.

Balkanist.net — англоязычное издание, которое с 2013 года публикует новости и аналитические материалы о Балканах и Восточной Европе, написанные авторами из разных стран. На сайте этого СМИ можно прочесть, что оно является «полностью независимым, финансируемым собственными читателями и не связанным с какой-либо организацией, компанией или государственным институтом».

Balkanist.ru, в свою очередь, появился в сентябре 2018 года и публикует аналитику «авторитетных российских балканистов» с заявленной целью «сформулировать, какую политику Москве следует проводить в этом тревожном регионе», как говорится на странице сайта «О проекте». На логотипе сайта изображена птица баклан, что пародирует слово «Балканы». Об источниках финансирования сайта нет никакой информации.

Лили Ланч, редактор Balkanist.net. Фотография используется с разрешения.

Главный редактор Balkanist.net Лили Ланч (Lily Lunch) заверила Meta.mk, что «русскоязычный сайт не имеет ничего общего с нашим изданием».

В социальных сетях в Сербии появление русскоязычной версии Balkanist рассматривается как ещё одна попытка пропаганды сербского правительства Александра Вучича, на этот раз направленная на российскую общественность.

Например, аналитик Милош Попович прокомментировал в Twitter:

Сербский президент получил свой рупор на русском. Он называется Balkanist2018 и похитил имя оригинального Balkanist.

В официальном заявлении [анг] Balkanist.net утверждается, что русский тёзка этого СМИ является сайтом, распространяющим пропаганду правительства Вучича:

It’s not surprising to us that a pro-Vučić propaganda site would use our name and brand to publish well-constructed lies in Russian. For years, the regime has sought to eliminate each and every independent voice the country has left. It has a variety of tools at its disposal to accomplish this. One of its most well-worn tactics is spreading confusion and lies about critics. The purpose of publishing under the name Balkanist in Russian is to confuse readers at home, in Russia and elsewhere into questioning our sincerity, what and who we support, and what and who we believe. In this way, they hope to, at a minimum, diminish the impact of any future criticism (and there will be future criticism – a lot of it). They also know that we are critics not only of the Vučić regime, but of the European Union and NATO. Unlike Vučić’s ministerial choices and economic policy, our editorial line is not dictated by the US embassy. This makes the name Balkanist a logical vehicle for the dissemination of Vucic’s lies in Russia.

Неудивительно, что пропагандистский сайт, выступающий за Вучича, использует наше имя и бренд для публикации хорошо выстроенной лжи на русском языке. В течение многих лет режим пытался уничтожить каждый независимый голос, который остался в этой стране. Для этого у него есть множество инструментов. Одна из самых часто применяемых тактик — распространение мутной информации и лжи о критиках. Цель публикаций под именем Balkanist на русском языке — запутать читателей как в родной стране, так и в России, и в других странах, поставить под сомнение нашу искренность, то, что и кого мы поддерживаем, во что и в кого мы верим. Таким образом они надеются, как минимум, нивелировать влияние нашей критики в будущем (а таковой будет очень и очень много). Они также знают, что мы критикуем не только режим Вучича, но и Европейский Союз и НАТО. В отличие от того, как Вучич выбирает министров и какой экономической политике следует, наша редакционная линия не диктуется посольством США. Это делает имя Balkanist логичным выбором для распространения лжи Вучича в России.

Кроме того, согласно информации на странице «О проекте» русского сайта, его руководитель Олег Бондаренко являлся советником нескольких ведущих сербских политиков в предыдущие годы: экс-президента Сербии Томислава Николича, его бывшего протеже и нынешнего президента Александра Вучича, а также Милорада Додика, прокремлёвского лидера Республики Сербской, сербского образования в составе Боснии и Герцеговины.

Бондаренко также является плодовитым комментатором прокремлёвских СМИ. В начале 2018 года ему был запрещён въезд в ЕС и, по просьбе Польши, его депортировали из берлинского аэропорта Тегель.

Среди других имён редакционного состава Balkanist.ru — учёные и политологи из Российской академии наук, специализирующиеся по Балканам, и даже один рок-музыкант, чья группа BalkanMusicLab играет каверы югославских рок-хитов в московских клубах.

Global Voices попытались связаться с командой Balkanist.ru для комментариев, но не получили ответа.

Подделка веб-сайта — старый трюк правых политиков из Северной Македонии

Подобная тактика подделки сайтов была обыденностью для соседней Северной Македонии во время правления ВМРО-ДПМНЕ, консервативной партии, которая пребывала у власти в течение 12 лет демократического упадка, прежде чем проиграла на выборах 2016 года.

Например, сайт Kurir.mk, созданный в 2010 году и являющийся основным рупором ВМРО-ДПМНЕ по сей день, разделил имя с сербским порталом Kurir.rs, очень популярным в то время таблоидом.

В 2016 году сербское издательство Adria Media Group опубликовало заявление под заголовком «Fake Kurir deceiving readers in Macedonia» [анг] [«Фальшивый Kurir обманывает читателей в Македонии»], в котором угрожало подать в суд на македонский сайт за кражу бренда.

Издательство AGM отметило, что владельцем сайта-подражателя была фирма EM medija d.o.o., базирующаяся в Скопье. В заявлении также утверждается, что эта фирма связана с именем Сашо Миялкова, бывшего главы македонской секретной службы и двоюродного брата тогдашнего премьер-министра Николы Груевского.

В мае 2018 года Проект по расследованию коррупции и организованной преступности (СМИ, занимающееся журналистскими расследованиями) раскрыл, что EM medija d.o.o., наряду с несколькими другими изданиями [анг] в Северной Македонии, частично куплена венгерскими компаниями, имеющими тесные связи с премьер-министром Виктором Орбаном. В июне 2018 венгры стали единоличными владельцами [мак] EM medija d.o.o.

Аналогичным образом, когда проправительственная телекомпания TV Nova (tvnova.mk) была основана в 2015 году, она получила то же имя, что независимое новостное издание Nova TV (novatv.mk) [мак], появившееся в 2011 году. В этот период времени журналисты Nova TV постоянно сталкивались с атаками сторонников правительства, а в 2015 году издателю угрожали смертью.

Владелец ныне несуществующего [мак] канала TV Nova сейчас находится под следствием по различным обвинениям в коррупции и организованной преступности в сотрудничестве с бывшим правительством.

Третий пример — родом из 2016 года: тогда лица, связанные с [мак] чиновниками ВМРО-ДПМНЕ, открыли сомнительные новостные сайты в Хорватии (alo.com.hr) и Сербии (saznajemo.rs) с названиями, схожими с авторитетными трансграничными онлайн-публикациями. В преддверии выборов в ноябре 2016 года эти лица размещали статьи с необоснованными обвинениями в государственной измене против тогдашнего лидера оппозиции Зорана Заева. Ключевые СМИ, контролируемые партией, затем распространяли эти ложные обвинения как важные новости от якобы авторитетных зарубежных изданий.

Недавнее расследование македонского онлайн-издания SDK выявило, что администратор этих сайтов примерно в это время начал работу в государственной компании [мак] ESM — Power Plants в Северной Македонии. Он занимает этот пост по сей день.

Той же тактики придерживались небольшие местные СМИ, лояльные правительству. Локальный ТВ-канал южного города Струмица получил при создании в 2014 году название Telekanal A1 [мак] — подобно национальному каналу A1 TV, закрытому [анг] в 2011 году режимом Груевского.

В августе 2017 года новое правительство Северной Македонии сократило финансирование частных СМИ и большинство поддерживавших ВМРО-ДПМНЕ изданий с того времени постепенно закрылись. По информации медиарегулятора [анг], TV Nova и Telekanal A1 свернули вещание в августе и марте 2018 года соответственно.

Начать обсуждение

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку, чтобы получать лучшие материалы Global Voices по-русски!



Подписку нужно будет подтвердить по почте; ваш адрес будет использоваться исключительно для писем о Global Voices в согласии с нашей миссией. Подробнее о нашей политике конфиденциальности вы можете прочитать здесь.



Рассылка ведётся посредством Mailchimp (политика конфиденциальности и условия использования).

Нет, спасибо