Закрыть

Поддержите нас сегодня — пусть Global Voices остаются сильными!

Наше международное сообщество волонтёров упорно работает каждый день, чтобы рассказать вам о недостаточно освещённых историях по всему миру, но мы не можем делать это без вашей помощи. Поддержите наших редакторов, технологию и правозащитные кампании, сделав пожертвование для Global Voices!

Поддержать нас

Показать все языки? Мы переводим статьи Global Voices, чтобы гражданские медиа со всего мира были доступны каждому.

Узнайте больше о проекте Lingua  »

В Кыргызстане прокуратура подала иск против СМИ в связи с оскорблением президента

Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев (слева) на встрече с российским лидером Владимиром Путиным. Официальное изображение с сайта российского правительства, разрешено для использования на сторонних ресурсах.

Эта статья [анг] написана на сайте EurasiaNet.org и опубликована здесь с разрешения источника.

Генеральный прокурор Кыргызстана обвиняет два крупных СМИ в оскорблении президента путём распространения «ложных сведений» о нём и заявляет, что будет добиваться возмещения ущерба через суд.

9 марта Индира Джолдубаева сообщила, что генеральная прокуратура потребует возмещения ущерба на сумму 26 миллионов сом (19,55 миллионов рублей) от «Радио Азаттык» — кыргызской службы вещания радиостанции «Свобода», финансируемой США, и от смелого новостного веб-сайта Zanoza.kg.

Прокуратура в качестве гаранта чести и достоинства президента Алмазбека Атамбаева подготовила два отдельных иска.

Первый иск будет подан в ответ на репортажи обоих СМИ о публичных обвинениях, выдвинутых против Атамбаева заключённым лидером оппозиции Омурбеком Текебаевым. В частности, лидер партии «Ата Мекен» предположил, что Атамбаев мог быть владельцем груза в самолёте, который в январе разбился под Бишкеком, унеся с собой жизни 39 человек. Обвинения в том, что Атамбаев был каким-то образом связан с содержимым печально известного грузового самолета Boeing 747, ранее распространялись в виде слухов.

Адвокаты Текебаева высказали предположение о том, что их клиент был арестован в связи с наличием у него документальных доказательств, подтверждающих его заявления. Замечания адвокатов были широко освещены в СМИ, и не только на сайте Zanoza.kg и Радио Азаттык.

Генпрокуратура заявила, что СМИ «злоупотребили своей свободой слова» и не проверили свои сообщения, которые, по её словам, «опорочили» президента.

«Некоторые лица видят свободу выражения мнений как бесплатный пропуск для удовлетворения собственных амбиций и они зачастую не слишком себе отказывают в распространении ненадежной негативной информации, нередко представляющей из себя материалы оскорбительного содержания, которые порочат не только честь и достоинство их собственных сограждан, но также и президента, который представляет всех этих людей», — сказано в заявлении прокуратуры.

Власти требуют у двух СМИ, о которых идет речь, отказаться от своих заявлений оскорбительного содержания и заплатить Атамбаеву в качестве компенсации морального вреда — 10 миллионов сом (8,5 миллионов рублей) от Радио Азаттык и 3 миллиона сом (2,55 миллиона рублей) от Zanoza.kg.

Неясно, почему внимание властей привлекли только эти два СМИ, учитывая что большинство средств массовой информации в стране как минимум упоминали эти обвинения, которые впервые были опубликованы пресс-центром ведущего новостного агенства. Наиболее вероятное объяснение происходящему состоит в том, что Азаттык и Zanoza.kg постоянно выпускают самые сильные репортажи о правительстве.

Оба СМИ также столкнулись с обвинениями в том, что публиковали другие обвинения, выдвинутые Текебаевым касательно кипрских банковских счетов, предположительно принадлежащих Атамбаеву.

Прокуроры утверждают, что детали всей истории «не соответствую действительности» и представлены таким образом, чтобы выставить президента в дурном свете. В связи с этим, власти требуют 3 миллиона сом (2,55 миллиона рублей) от Zanoza.kg и 10 миллионов сом (8,5 миллионов рублей) от Радио Азаттык.

Главный редактор Zanoza.kg, Дина Маслова, сказала, что у этих судебных разбирательств намного больше шансов укрепить репутацию СМИ, чем самого президента. Как сообщила Маслова ресурсу EurasiaNet.org, самая большая проблема в том, что веб-сайту придется понести колоссальные издержки, защищая свои коммерческие интересы, вместо того, чтобы концентрироваться на журналистской деятельности.

«Мне кажется, что некоторые люди в окружении президента просто недовольны сложившейся ситуацией, но их советы по судебному преследованию СМИ могут плохо для него обернуться. Ничем больше нельзя объяснить такое неблагоразумное решение со стороны властей», — сказала Маслова.

Изначально адвокаты «Ата Мекен» столкнулись с иском в 10 миллионов сом (8,5 миллионов рублей) в связи с тем, что распространили обвинения, заключающиеся в наличии груза, принадлежащего Атамбаеву, на борту разбившегося самолета.

«Ата Мекен» в свою очередь подали иск против Атамбаева, который недавно назвал их «вонючей партией», а Текебаева «мародером» — в своих обвинениях он имел ввиду, что политик нажился каким-то образом на грабежах в результате революции в апреле 2010 года. Однако «Ата Мекен» не потребовали денежной компенсации и лишь хотели получить от президента публичные извинения.

Этот порочный круг противоборства между президентом и оппозицией был спровоцирован организованным несогласием Текебаева с изменениями, внесёнными в конституцию государства в прошлом году. Несмотря на то, что эти поправки не имели чрезвычайной важности, политическая борьба в связи с этим оказалась порочной и горькой.

Текебаев сейчас содержится в СИЗО, из которого он периодически передаёт послания через своих адвокатов. В своём последнем «тюремном» заявлении он попросил Атамбаева пройти психиатрическую экспертизу.

Начать обсуждение

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на лучшие истории от Global Voices по-русски!
Нет, спасибо