Закрыть

Поддержите нас сегодня — пусть Global Voices остаются сильными!

Наше международное сообщество волонтёров упорно работает каждый день, чтобы рассказать вам о недостаточно освещённых историях по всему миру, но мы не можем делать это без вашей помощи. Поддержите наших редакторов, технологию и правозащитные кампании, сделав пожертвование для Global Voices!

Поддержать нас

Показать все языки? Мы переводим статьи Global Voices, чтобы гражданские медиа со всего мира были доступны каждому.

Узнайте больше о проекте Lingua  »

Что произошло с лучшей в России независимой радиостанцией?

Zeroing in on "Echo of Moscow." Image by Kevin Rothrock.

“Прицел на Эхе Москвы”. Фотография Кевина Ротрока.

Казалось, что в ноябре Россия могла попрощаться с “Эхом Москвы” – одним из самых старых, уважаемых и популярных источников новостей.  После скандала, в котором был задействован один из журналистов “Эха”, главный редактор радиостанции Алексей Венедиктов был вынужден бороться за свой пост. На протяжении нескольких дней ожидалось заседание совета директоров, на котором, как предполагалось, объявят отставку Венедиктова, что стало бы концом целой эпохи российской журналистики. В течение недели российские редакционные статьи и социальные сети пестрили похвалой смелости Алексея Венедиктова и прощальными заметками о приближающейся гибели свободной прессы в России.

И вот это произошло. То “Эхо Москвы”, которое знали и любили россияне, кажется, стало исчезать.

Однако Венедиктов никуда не делся, а “Эхо Москвы” продолжает быть одной из немногих российских радиостанций, предлагающих репортажи и аналитику с резкой критикой Кремля. Тем не менее “Эхо Москвы” стало той российской либеральной радиостанцией, которую российские либералы с такой страстью ненавидят.

Стоит заметить, что методы работы Венедиктова всегда были неоднозначными. Его готовность вращаться во властных кругах, а не просто задавать им каверзные вопросы, сделала Венедиктова непопулярным среди тех, кто скорее плюнет в лицо пресс-секретарю Владимира Путина Дмитрию Пескову, чем обсуждать его за бутылкой шампанского.

И всё-таки поразительно, насколько стремительно стала ухудшаться репутация “Эха” в течение последних пяти месяцев.

Менее чем через неделю после того, как Венедиктову удалось спастись от увольнения, он снова стал центром внимания со стороны либералов в связи с посещением роскошной вечеринки. Там главный редактор “Эха” делал совместные селфи с телеведущим одного из федеральных каналов Михаилом Леонтьевым, который за пару дней до этого сообщал ложные сведения о том, что малазийский борт МА17 был сбит реактивным истребителем, а не ракетой противовоздушной обороны пророссийских сепаратистов.

В декабре 2014 года, пока тысячи москвичей готовились к несанкционированному протесту около Кремля против ожидаемого на тот момент приговора Алексею Навальному к тюремному заключению, “Эхо Москвы” выпустило в эфир странное радиоинтервью с неизвестной политической фигурой Алексеем Боженовым. Он обвинял актрису Лию Ахеджакову и режиссёра Леонида Парфенова в создании сюжетов против Навального за крупные суммы денег. Интервью с Боженовым, которое до сих пор доступно на сайте радиостанции, странным образом подтверждает то, что вся история, почти без всякого сомнения была сфальсифицирована.

Леся Рябцева, помощница главного редактора “Эха Москвы” Алексея Венедиктова. Фото с Facebook.

Также можно говорить о некотором новом поколении “Эха Москвы”, которое началось с появлением на станции Леси Рябцевой, 23-летней личной помощницы Венедиктова. Девушка наделена на удивление широкими полномочиями, c которыми периодически не справляется.

В ноябре 2014 года Рябцева написала пост о том, что “Эхо Москвы” сыграло ключевую роль в формировании “закона о блогерах”, вводящего жёсткие ограничения в отношении некоторых блогеров. В январе 2015 года Рябцева выгнала из эфира фотографа и активиста Митю Алешковского. Когда конфликт стал известен общественности, Леся стала шутить о своем влиянии на главного редактора радиостанции, намекая на свою роль “под столом Венедиктова”. В апреле 2015 года Рябцева в очередной раз выставила себя на посмешище, заявив, что в России проживают лишь восемь миллионов человек (население России – около 146 миллионов).

На прошлой неделе жители России стали свидетелями ещё одного скандала, который разразился вокруг “Эха”, когда пост, предположительно написанный журналисткой Ларой Воропаевой, появился на сайте радиостанции. Текст Воропаевой под названием “Пир во время чумы” содержал резкую критику телеканала “Дождь” – единственного независимого канала в России. Воропаева писала, что полученную от государства огромную сумму денег канал якобы потратил на проведение концерта в честь своего пятилетия.

Рассуждения журналистки были основаны на уже переданных на рассмотрение полиции обвинениях Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в выдаче некоторым независимым медиаресурсам государственных гранты в несколько миллионов рублей. Телеканал “Дождь” заявил, что в период с 2011 по 2013 гг. получал государственные гранты в общей сложности на 500 000 долларов и следователи могут связать этот факт с текущим уголовным делом против Александрины Маркво, гражданской жены Владимира Ашуркова, близкого соратника самого известного российского оппозиционера Алексея Навального.

Критика Воропаевой в адрес телеканала “Дождь” была, безусловно, сомнительной. Но гораздо более любопытным является то, что Лары Воропаевой не существует вовсе.

Илья Клишин, редактор сайта телеканала “Дождь”. Фото с Facebook.

Вскоре шеф-редактор сайта телеканала “Дождь” Илья Клишин выяснил, что журналистской истории у Воропаевой нет, а фото в её профиле на сайте “Эха Москвы” принадлежит молодой женщине из Санкт-Петербурга Исторе Саидовой.

После этого разоблачения главный редактор сайта “Эха Москвы” Виталий Рувинский публично принёс извинения “Дождю”, отметив, что пост не планировалось публиковать, а “Ларе Воропаевой” никогда больше не будет предоставлена возможность размещать свои материалы на сайте. (На данный момент “Эхо Москвы” удалило все тексты Воропаевой со своего сайта).

То, что Рувинский называет “оплошностью”, однако, больше напоминает некоторый тренд “Эха Москвы”, состоящий из нескольких сомнительных редакционных решений, принятых за последние месяцы. И действительно в Facebook, где Рувинский в первый раз попросил прощения за “оплошность”, писатель Олег Кашин предложил ему предоставить ещё дюжину примеров подобного ложного журнализма с сайта “Эха Москвы”.

Рувинский ответил, что в этом нет необходимости, и пообещал, что “Эхо” делает все возможное для того, чтобы избавить себя от фальшивых авторов, пытающихся поместить на сайте свои сфальсифицированные истории против оппозиции.

Пользователи Facebook, кажется, оценили попытки Рувинского исправить ситуацию. Но “Эху Москву”, последнему бастиону независимых СМИ, по-прежнему сложно продолжать существование, все стремительнее приближаясь к статусу изгоя в сегодняшней российской свободной прессе.

Переводчик: Екатерина Кудрина

Начать обсуждение

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на лучшие истории от Global Voices по-русски!
Нет, спасибо