Закрыть

Поддержите нас сегодня — пусть Global Voices остаются сильными!

Наше международное сообщество волонтёров упорно работает каждый день, чтобы рассказать вам о недостаточно освещённых историях по всему миру, но мы не можем делать это без вашей помощи. Поддержите наших редакторов, технологию и правозащитные кампании, сделав пожертвование для Global Voices!

Поддержать нас

Показать все языки? Мы переводим статьи Global Voices, чтобы гражданские медиа со всего мира были доступны каждому.

Узнайте больше о проекте Lingua  »

Тихий разгром сербских СМИ

(R), Olja_Bećković (L). Images mixed from wikimedia commons and  Vreme.com

Политические программы популярных журналистов Предрага Сарапы (слева) и Оли Бечкович (справа) недавно были сняты с эфира в Сербии. Изображение взяты с сайтов Vreme и Media Center Belgrade.

Текущее и предыдущее правительства Сербии вложили годы в очищение образа этой восточноевропейской страны, которая десятилетиями была известна как горячая точка преступности и войны. Фигуры всего политического спектра старались продемонстрировать свою приверженность вступлению Сербии в Европейский союз. На публике всё выглядит так, как будто они хотят, чтобы Сербия стала на самом деле свободной, демократичной и экономически успешной страной. В реальности, однако, всё иначе.

Хотя большинство сербских политиков кажутся приверженцами улучшения экономики и качества жизни в Сербии, их действия касательно одного из основных и необходимейших прав человека в стране — права на свободу слова — далеко не способствуют развитию открытого и процветающего общества.

Давление на независимые СМИ со стороны правящих политиков в последние месяцы нарастает. Вслед за волной критических репортажей о плохом проведении правительственными чиновниками чрезвычайных спасательных операций во время крупных наводнений в регионе прошлой весной три давно работающих и популярных телевизионных шоу были сняты с эфира. Журналисты и редакторы обычно избегают репортажей по этим вопросам в СМИ, и большинство живёт в ежедневном страхе потерять средства к существованию, которые обычно составляют ежемесячный оклад от 250 до 300 евро.

Ситуация со СМИ в Сербии отражает состояние их во многих других странах региона [анг]. Как и в Албании, Македонии, Болгарии, Венгрии и других странах, СМИ полагаются в основном на доходы от рекламы, чтобы оставаться на плаву, что часто связано с политическими партиями и фигурами. В Сербии эта неофициальная, но мощная система эксплуатировалась несколькими демократическими коалициями, которые удерживали власть с 2003 по 2012 года.

Почти год назад, в феврале 2014 года, уже появились знаки, что популярные ток-шоу, обсуждающие политику и экономику, могут быть сняты с эфира [анг]. Во время предвыборной кампании перед досрочными парламентскими выборами марта 2014 года давление стало более очевидным для общественности и в конце концов начало сказываться непосредственно на населении: некоторые пользователи социальных сетей были доставлены в участок для допроса [серб], а несколько и задержаны за критические твиты [анг] о правительстве. Сербская прогрессивная партия на выборах в марте 2014 года получила абсолютное большинство в правительстве.

В сентябре и октябре 2014 года три давно работавших телешоу, на которых часто обсуждались политика, экономика и общество в стране, были сняты с эфира.

Первым закрылось [анг] популярное ток-шоу «Впечатления недели» («Utisak nedelje»), которое создала и вела Оля Бечкович, возглавлявшая программу более 20 лет, с эпохи Милошевича. Г-жа Бечкович начала открыто говорить о том, что получает телефонные звонки [серб] от премьер-министра Александра Вучича, который пытается вынудить её сменить гостей и темы шоу. В интервью для Al Jazeera Balkans г-жа Бечкович выразила сожаление, что не начала говорить о прямом давлении со стороны Вучича и его кабинета ранее, и сказала: «Да, он [Вучич] звонил мне».

Следующей пала «Проблема Сарапы» с белградского телеканала Studio B, главой и ведущим которой был популярный журналист Предраг Сарапа. Официальный сайт Studio B описывает шоу следующим образом:

Emisija “Sarapin Problem” ima za cilj da aktuelizuje najuočljivije političke i društvene probleme, i to bez namere da ih rešava.[…] Cilj je upravo zbog toga da gosti različitog profila i opredeljenja ponude svoja rešenja.

Цель шоу «Проблема Сарапы» — актуализация наиболее очевидных политических и социальных проблем, без всякого намерения решить их.[…] Цель, особенно из-за этого, для гостей различных биографий и [политических] наклонностей — предложить свои решения.

Studio B и другие, связанные с государственным телевидением, заявляют, что шоу г-на Сарапы, одно из немногих, на которых обсуждались текущие политические и социальные темы, было снято с эфира из-за плохого рейтинга. Десяток журналистов и жителей Белграда собрались в день снятия шоу и сотня позже для протеста против решения, а социальные сети и сайты были заполнены поддержкой г-на Сарапы в этом тяжёлом положении, которое с тех пор иронически окрестили «Новая проблема Сарапы». Сарапа также открыто высказался о давлении, оказанном на него, и  сказал в недавнем интервью [серб]:

Censorship is no longer a relic of the past, it's the present that we must fight against.

Цензура больше не пережиток прошлого, это настоящее, против которого мы должны бороться.

Третьим пало ещё одно высоко ценимое шоу журналистских расследований под названием «Инсайдер». Шоу, ведущей которого была известная сербская журналистка Бранкица Станкович [анг], которая получила больше чем её честную долю неприятностей за годы репортажей об организованной преступности и политической коррупции в стране, было, видимо, вынуждено уйти из эфира. Независимо производимое шоу имело долгосрочное сотрудничество с одной из национальных сетей, когда представители сети настояли на новых условиях для продления контракта, включая подготовку нового сезона шоу для выпуска месяцем раньше, чем было запланировано. Так как шоу полагается на расследовательские истории, продюсеры шоу, журналисты и ведущая сказали, что не могут выполнить сроки, на которых настояла сеть, и отказались производить шоу более плохого качества.

В конце октября, всего через несколько дней после того, как она узнала, что у её шоу больше нет контракта с национальной сербской сетью B92, Бранкица Станкович получила [анг] престижную премию «За мужество в области журналистики» Международного фонда женщин, работающих в СМИ (IWMF) в Нью-Йорке. Сеть B92 поздравила г-жу Станкович с получением награды и написала об этом, но не предложила новых условий для продления контракта с ней и её шоу.

Ассоциация независимых журналистов Сербии и схожие организации снова и снова выражали недовольство этими действиями, привлекая внимание к политическому давлению на сербских журналистов и требуя свободы СМИ и верховенства закона, но безрезультатно. Чиновники в Сербии, видимо, предпочитают, чтобы их избирателей развлекали, а не хорошо информировали о текущих политических и социальных событиях.

Начать обсуждение

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на лучшие истории от Global Voices по-русски!
Нет, спасибо