Закрыть

Поддержите нас сегодня — пусть Global Voices остаются сильными!

Наше международное сообщество волонтёров упорно работает каждый день, чтобы рассказать вам о недостаточно освещённых историях по всему миру, но мы не можем делать это без вашей помощи. Поддержите наших редакторов, технологию и правозащитные кампании, сделав пожертвование для Global Voices!

Поддержать нас

Показать все языки? Мы переводим статьи Global Voices, чтобы гражданские медиа со всего мира были доступны каждому.

Узнайте больше о проекте Lingua  »

Поддельные «украинские» новостные сайты управляются подразделениями российской «армии троллей»

Images mixed by Tetyana Lokot.

Автор коллажа — Татьяна Локот.

Со начала протестов Евромайдана Россия занялась информационным блицкригом, подняв бюджет RT (бывший канал Russia Today) на 41% и создав новую новостную организацию под названием Sputnik для «предоставления альтернативной точки зрения на события в мире». Бсё больше и больше, однако, Кремль манипулирует информационной сферой более хитрыми способами.

На прошлой неделе российское ежедневное издание «Деловой Петербург» (DP) опубликовало статью, открыв несколько новостных сайтов, якобы действующих из Украины, например, «Агенство Новостей Харькова», которые на самом деле вместе с персоналом расположены и работают в России, не имея местных корреспондентов на Украине. Этот новый вид информационной войны ведётся из невзрачного здания, дома 55 по улице Савушкина, в Санкт-Петербурге; в том же здании находится печально известный «заповедник прокремлёвских троллей». Фото здания быстра распространились в Рунете.

В июне BuzzFeed опубликовал детальную статью [анг] об этой деятельности: предполагается, что Кремль финансирует маленькую армию молодых веб-подкованных пользователей интернета, которые наводняют сайты по всему миру пророссийской и антизападной риторикой.

Уклон историй, которые публикует призрачная армия, управляющая «украинскими» новостными сайтами, исключительно пророссийский. К примеру, среди недавних заголовков «Новостного агенства Харькова» можно найти такие: «Харьков, безработица: как выжить после “майдана”» и «“Защитники” Украины задержаны за грабеж в Киеве». По статистике LiveInternet, свыше 200 тысяч пользователей посетили этот сайт за последний месяц.

Хотя эти «украинские» сайты заявляют, что являются местными изданиями, журналисты DP не смогли найти никого, кто бы работал для них за пределами стен санкт-петербургского офиса. Адрес предполагаемого офиса в Харькове заводит в тупик: все предприятия в нём утверждают, что рядом с ними не работает такого СМИ.

Проделав некоторую впечатляющую детективную работу, «сыщики» из DP обнаружили, что СМИ под названием «Невские новости», имеющее главный офис на Савушкина 55, купило доменное имя «Новостного агенства Харькова» 25 августа 2013 года. Гендиректор и совладелец «Невских новостей» Евгений Зубарев подтвердил результаты поисков DP, но уточнил, что расположение штаба или редакторской СМИ не влияет на его редакторскую политику.

Зубарев занимается далеко не одним делом, ведь он возглавляет проект «Федеральное агенство новостей» (ФАН), который располагается (не заметили ли вы некоторую шаблонность?) на Савушкина 55.

Кроме того, ряд новостных порталов, поддерживающих пророссийских сепаратистов на востоке Украины, например, novorus.info, newsdon.info и newslava.info, также управляется из Москвы,при этом предоставляя «местные» новости с Донбасса. На сайте newslava.info указано, что офис находится в Севастополе, в доме 2 по улице Ленина, но быстрый поиск в Google показывает, что в этом здании находится правительственное учреждение.

Как выясняется, эти сайты поддерживаются и управляются московским бизнесменом (гостиничный бизнес) Александром Сурковым, который говорит, что финансирует только около 70% работы сайтов, а остальное покрывается пожертвованиями. Сам Сурков ждёт издания своей книги «Гвардия Стального Императора. Тайна происхождения русского народа» о том, что русские — на самом деле потомки арийской расы и гвардии Чингис-Хана.

Хотя прямой связи между Кремлём и каким-либо из этих проектов нет — и Сурков, и Зубарев говорят, что их проекты финансируются частными лицами —, синхронизация, масштаб и координация усилий выглядят подозрительно. BuzzFeed не смог найти свидетельство прямого финансирования правительством «Агенства интернет-исследований», прокремлёвской организации троллей с офисов на Савушкина 55, но сослался [анг] на ряд источников, которые открывают некоторый уровень его участия.

За последние месяцы стал ясен один из центров великой российской кампании по дезинформации против Украины — все пути ведут к четырёхэтажному офисному зданию недалеко от Большой Невки. Хотя интернет остаётся самой свободной платформой для СМИ, он также даёт много места двусмысленности и манипуляциям. Линии между частным предприятием и государственным финансированием размываются, а поддерживаемые Кремлём тролли и astroturfers, судя по всему, делают работу независимых журналистов и гражданских активистов всё труднее.

1 комментарий

Присоединиться к обсуждению

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на лучшие истории от Global Voices по-русски!
Нет, спасибо