Закрыть

Поддержите нас сегодня — пусть Global Voices остаются сильными!

Наше международное сообщество волонтёров упорно работает каждый день, чтобы рассказать вам о недостаточно освещённых историях по всему миру, но мы не можем делать это без вашей помощи. Поддержите наших редакторов, технологию и правозащитные кампании, сделав пожертвование для Global Voices!

Поддержать нас

Показать все языки? Мы переводим статьи Global Voices, чтобы гражданские медиа со всего мира были доступны каждому.

Узнайте больше о проекте Lingua  »

Македония: апелляционный суд подтверждает вердикт о виновности в клевете независимого журнала

Апелляционный суд Скопье 27 сентября постановил, что независимый журнал «Фокус» должен выплатить компенсацию в размере почти 9 тысяч евро высокопоставленному чиновнику, который подал иск на журнал, обвинив его в клевете в статье, предполагающей, что он занимается коррупцией. Подтверждение судом предыдущего решения [анг] — ещё один удар по свободе СМИ в Македонии, стране, давно страдающей от преследования и запугивания СМИ.

Закон о клевете в Македонии, как известно, расплывчат, что даёт влиятельным политическим игрокам возможность вызывать журналистов в суд за исследовательскую журналистику, критику и нежелательные комментарии. Этот путь стал распространённой тактикой запугивания СМИ и, в частности, независимых изданий, как «Фокус», известный критическими исследовательскими статьями о политических институтах и законодателях.

Fokus magazine front page from October 3, 2014, featuring the face of Sasho Mijalkov and the stamp "censored."

Первая страница номера журнала «Фокус» от 3 октября 2014 года. Изображено лицо Сашо Миялкова и печать «цензура».

Апелляционный суд Скопье подтвердил выписанный судом первой инстанции штраф в размере 5000 евро, который главный редактор «Фокуса» Ядранка Костова должна выплатить главе службы безопасности и контр-разведки Сашо Миялкову. Журналист «Фокуса» Владо Апостолов был оштрафован на 1000 евро, и оба должны покрыть судебные расходы в размере ещё 3300 евро. В сумме два работника СМИ должны Миялкову более 8300 евро (свыше 10400 долларов США), сообщил [мак] 27 сентября «Фокус». Нужно заметить, что Миялков не только занимает правительственный пост, но и приходится старшим двоюродным братом премьер-министра Македонии Николы Груевского.

Миялков подал в суд на «Фокус» в январе 2013 года за публикацию заявления бывшего посла Македонии в Чешской республике Игоря Илиевского, который объявил чиновника в коррупции. За свою политическую карьеру Миялков скопил значительное состояние и приобрёл недвижимость в Чехии, где поссорился с Игорев Илиевским. После резкого ухода с поста в Праге Илиевский скрылся и не появлялся на публике. «Фокус» передал заявления Илиевского с полной атрибуцией и несколько раз предложил Миялкову опровергнуть их, но тот отказался дать журналу интервью.

Судебное дело омрачено различными нарушениями, от неполной документации, предоставленной стороной процесса, до решения, что заявления Илиевского не имеют отношения к общественным интересам, так как он дал их как частное лицо после ухода с должности посла.

В июне 2013 года дело было подчёркнуто как случай запугивания СМИ [анг] докладчиком ООН по свободе слова Франком Ла Рю. В январе 2014 года, после длительного судебного разбирательства, суд первой инстанции пришёл к решению, которое многие назвали «драконовым» [анг]. Решение было оспорено в апелляционном суде в Скопье. Отдельные журналисты, Ассоциация журналистов Македонии, Союз журналистов, «Репортёры без границ» [анг] и другие организации поняли решение как ясное предупреждение СМИ, и многие подтвердили «негативное воздействие», произведённое им на журналистов страны.

Ассоциация журналистов Македонии публично осудила решение апелляционного суда, назвав его несправедливым и противоречащим «Закону о клевете» [анг] Македонии. Учитывая сумму, выплата которой может привести к разорению издателя и журналистов, АЖМ также попросила у Миялкова [анг] отказаться от 6000 евро и принять только один евро за моральный ущерб. Средний чистый оклад в Македонии приблизительно равен 350 евро.

Журнал «Фокус» был создан как еженедельное издание в 1995 году и в 2011 году стал выпускаться ежедневно. Обе версии всегда придерживались критической позиции по отношению к политическим партиям и людям у власти в данное время, стремясь обосновать свою исследовательскую работу требованием прозрачности и отчётности в стране. Ежедневник прекратил выходить в марте 2013 года, когда основатель Никола Младенов погиб в автокатастрофе, обстоятельства которой остаются туманными [все – анг]. В июле 2013 года журнал снова начал публиковаться еженедельно.

«Фокус» продолжил публиковать статьи о своих расследованиях, но в некоторых случаях воздерживается от именования виновных, опасаясь возмездия. К примеру, в истории о серии неудачных глазных операций, ослепивших 50 пациентов, журнал пописал предположительно проведшую их личность просто как «женщину-доктора из Городской больницы 8 сентября», несмотря на то, что случай содержал хорошие документальные свидетельства [мак], указывающие на виновных. Главный редактор «Фокуса» публично заявил, что журналу пришлось ввести самоцензуру из-за опасности разорения от таких исков о клевете, как описанный здесь.

Начать обсуждение

Авторы, пожалуйста вход в систему »

Правила

  • Пожалуйста, относитесь к другим с уважением. Комментарии, содержащие ненависть, ругательства или оскорбления не будут опубликованы.

Еженедельная рассылка Global Voices по-русски

Подпишитесь на лучшие истории от Global Voices по-русски!
Нет, спасибо